Тимба – ответвление сальсы - начинается с тех времен, как Хосе Луис Кортес, после "Лос Ван Ван" и "Иракере", создает с помощниками собственную группу "N.G. La Banda". Характерные для неё жесткие металлические аккорды и вольные аранжировки Кортеса, ритмические основы, взятые из румбы и йоруба (самых дискриминированных на острове свободы музыкальных направлений), в добавок манера исполнять песню как "ответ-вопрос", выделяя солиста и хор - вот визитная карточка группы, и основы принципов тимбы.
Кроме NG засветилась группа тимбера – La Charanga Habanera. Также к пионерам тимбы относят Манолин, как он сам себя окрестил - "Medico de la Salsa" ("Доктор Сальсы"), а также Пабло Гальо ("Paulito FG y su Elite"), молодой кумир девушек, звавших его "Элвисом тимбы". Бывший участник NG Исаак Дельгадо исполнял более близкую романтико-эротической нью-йоркской и карибской сальсе музыку со спокойным стилем. Также взрывали тогдашнюю сцену такие группы, как Pachito Alonso y sus Kini Kini, Dan Den, Yumuri y sus Hermanos… Со сцены не сходили и Адальберто и Лос Ван Ван…
У групп 90-х годов комбинируются жесткие металлические аккорды, фронт-линия из четырех-пяти духовых и виртуозы-ударники, многие из которых звезды "джаза латино". Помимо этого, они постоянно экспериментируют с ритмом и темпом, заставляя фанатов-танцоров поломать голову.