История румбы берет начало в XIX веке на прекрасном острове Куба. Именно там зародился этот стиль музыки, а параллельно и танца. Он явился результатом взаимодействия испанского и африканского фольклора, из-за смешивания культуры испанских колонистов с культурой поставляемых на остров рабов.
Вместе с неграми из Африки на Кубе появились и их религиозные традиции. Музыка и танцы сантерии – помесь афро-кубинских верований, синкретизма католичества и африканских культов - явились основой румбы, вдохнули в неё жизнь. Употребляемые в настоящее время движения: yakota, cha cha lokafu и другие, тянутся своими истоками именно в танцы сантерии. Считалось, что один из сантос ("святых") сантерии - Chango, является повелителем барабанов, и своими телодвижениями может завоевать любую женщину.
Если разобраться, то румба рождена религиозными ритуалами, развивалась она на базе явственных хоровых голосов и не менее ярко выраженных ритмов. На Кубе часто говорят о человеке, «пошел с Румбой» (Se fue de Rumba), что означает ушедшего на отдых человека, не знающего, под какую музыку ему предстоит ночью танцевать.
В XVII веке за создание народной кубинской музыки взялись чернокожие кубинцы. Однако, Румба тогда еще не очень ценилась, её считали детищем рабов и креолов, и как поговаривали, танцевать Румбу к лицу только темнокожим жителям Гаваны и Матансас.
Местом зарождения Румбы были бедные кварталы Кубы. Еженедельно, по субботам соседи по solar сходились в одном месте и забывали свои невзгоды, растворяясь в этом танце. Играть румбу у них получалось из el cajon menor, el cajon mayor, набора ложек, кастрюль и, конечно, las claves. Песни носили социальный характер: в основном поющие выражали протест против тогдашней политики правительства, и, само собой, главная тема румбы - любовь к мулаткам.